Промышленный дизайн

Споры о роли и влиянии промышленного дизайна на коммерческий успех продукта не утихнут наверное никогда. Особенно в нашей стране привыкли считать, что самое главное в продукте это его функция. «Работает ведь отлично!» - слышим мы от изобретателей и отечественных производителей. Безусловно, функционал и качество работы это самое главное в продукте. 
Самое главное, но далеко не единственное, что играет решающую роль при запуске нового изделия.

Почему-то принято считать, что дизайн затрагивает только внешний вид устройства: его цвет, форма, тип поверхности, интерфейс. На самом деле промышленный дизайн работает с объектом в целом. При разработке изделия мы уделяем внимание эстетическим, эргономическим, маркетинговым и инженерно-технологическим требованиям.

В чем заключается результат работы над промышленным дизайном? Какие аспекты разработки продукты мы берем на себя. В чем ценность промышленного дизайна. Разложим по полочкам.

1. Удобство использования

Самое главное свойство. Удобство пользования подчеркивает функцию изделия. Form follows Function твердили промышленные дизайнеры и архитекторы еще с начала 20-го века. Означает, что только та форма оправдана, которая вытекает из требований функционала. (От себя добавим, что «функцией», диктующей форму, иногда выступает не только первостепенное полезное свойство объекта, но и ограничения производства, а также задачи, поставленные маркетологами.)

Первый наш вопрос к Вашему продукту будет: «Как это используют?».

Здесь важно проработать сценарии использования — определить состав и расположение органов управления. Нужно знать кто наши пользователи и учитывать особенности их взаимоотношения с техникой или изделиями-аналогами. Предугадать возможные сложности управления, постараться сделать интерфейс интуитивно понятным. Продумать эргономику изделия так, чтобы он влюблялся в продукт «с первого хвата».

Пример 1. Канистра для тосола "КЕМП".


Требования к конструктивным элементам дизайна и техническим характеристикам дизайна канистр и другой тары едва ли не строже, чем ограничения, налагаемые производством методом литья. Качественное изделие должно быть эффектным с точки зрения дизайна, иметь максимально подходящую форму для оптимизации логистики, иметь равномерно заполняемую при выдуве форму и, наконец, быть удобным! 

Канистра Кэмп для тосола и других технических жидкостей, вмещает в себя пять килограмм вещества. А ведь пользователю должно быть удобно манипулировать таким весом. Должна быть эргономически удобная ручка, продуманные области для поддержки второй рукой, правильно распределенный вес относительно ручки, достаточно жесткая поверхность, что бы канистру не деформировало под тяжестью жидкости, а также при штабелировании. 

С ограничениями возможной деформации мы боролись правильно "натянутыми" поверхностями и линиями дизайна, которые выступают ребрами жесткости. Удобство ручки, хватов и сбалансированность общей массы были проверены на пластилиновом макете.


 

2. Удобство обслуживания и ремонта

Другим важным свойством изделия является его продуманность с точки зрения хранения Пользователем, а также транспортировки, обслуживания и ремонта Производителем. Неграмотный подход к решению этих вопросов может серьезно повлиять на коммерческий успех продукта. «Хранение» изделия Пользователем это, как правило, 80% от времени владения. «Возить воздух» при транспортировке товаров до точки продаж — дорого, а «одноразовые» изделия это ущерб авторитету компании.

Зато оптимизированное решение обслуживания изделия до и после продажи дает контроль над трудовыми и финансовыми затратами компании, связанными с сопровождением запуска продукта на рынок.

 

Пример 2. Терминал оплаты "INPAS".


Подробнее о проекте >>


При проектировании терминала оплаты проезда в общественном транспорте больше всего приходилось думать о двух требованиях, несколько даже конфликтующих друг с другом: с одной стороны прибор должен быть вандалоустойчив, с другой стороны - должен легко открываться для регулярного обслуживания и ремонта. В ходе работы было изготовлено и протестировано несколько вариантов конструкции, а два прототипа «яйца» даже разбиты. Но в результате кропотливой работы было изготовлено изделие, за которое можно не переживать.


 

3. Имидж и позиционирование продукта

Говорят, что первое впечатление о человеке складывается за 30 секунд. Когда мы говорим о продукте — первое отношение к нему формируется даже быстрее. В век развитой рыночной экономики и массового производства, мы привыкли с первого взгляда угадывать, насколько качественный и интересный товар нам предлагают. Дизайн — один из самых четко работающих инструментов позиционирования. Как бы нам ни обещали блестящий функционал, когда продукт стоит на полке, мы еще не имеем возможности проверить его и оценить. А вот аккуратный внешний вид говорит нам: «Эта компания создает продукт, качественный от начала до конца».

Высокое качество изделия = долгий срок службы, много прямой пользы и косвенного удовольствия от использования. Что еще нужно? Такой продукт хочется выбрать.

Кстати, еще в Древней Греции была вера в то, что красивые вещи работают лучше. Например, "греческий" нос красив и идеален для дыхания, потому что он прямой и большой.

 

Пример 3. Касса оплаты парковки Transacta.


Подробнее о проекте >>


При проектировании кассы оплаты парковки и стоек въезда/выезда основное внимание уделялось эргономике и понятности расположения органов управления и качественному внешнему виду. Необходимо было создать новый стиль, выгодно и заметно отличающий новое оборудование от обычных паркоматов, украшающий пространство вокруг себя. Но всё не так просто, принимая во внимание, что оборудование должно быть вандалоустойчивым и хорошо себя ощущать в самых разных погодных условиях. 


 

 

4. Снижение затрат на производство

Может показаться, что вопрос стоимости производства и оптимизации затрат не имеет отношения к творческой задаче по созданию дизайна. Но именно умение учитывать требования к конструкции продукции массового производства и технологические ограничения производства, а также задачи оптимизации потенциальных трудоемкости, материалоемкости и финансовых затрат отличает промышленных дизайнеров от «свободных художников».

 

Пример 4. Конструкция аптечки.


Подробнее о проекте >>


В основе инженерно-технологического решения контейнера-аптечки лежит идея оптимизации на всех этапах производства. В общем случае в процесс производства изделия входят: изготовление пресс-форм, литье деталей, сборка изделия. С помощью продуманной конструкции нашим инженерам удалось спроектировать соединительные петли атечки таким образом, что две подвижных крышки могут быть отлиты в одной пресс-форме, в одну деталь. Такой ход позволил минимизировать количество пресс-форм, ускорить цикл литья, а от от этапа сборки избавиться вообще. Также, после анализа сценария использования, было предложено увеличить полезный объем контейнера за счет отказа от сквозной ручки в пользу эргономичного захвата. Это позволило уменьшить габариты изделия.


 

5. Эмоциональная составляющая

Может показаться, что эмоциональная сторона дизайна это мелочь. Но на самом деле для многих категорий продуктов улыбка, вызванная вашим объектом, часто является «спусковым механизмом» для решения о покупке. Переводит потенциального покупателя в разряд пользователей и выделяет ваш продукт среди конкурентов. Удивление, улыбка, правильные ассоциации, визуальное удовольствие.
Не всем продуктам нужно яркими и необычными, однако абсолютно в каждом проекте мы обсуждаем с Заказчиком ожидаемое впечатление, которое продукт производит на покупателя, какие эмоции у него вызывает. Уважение и доверие, узнавание.

 

Пример 5. Робот-помощник Cubic Robotics.


Очень интересной задачей стало создание дизайна для робота-помощника компании Cubic Robotics. Это дружелюбный робот компактных размеров, неподвижен, умен, весел и силён в разговорном жанре. Внешний вид гаджета должен был не только вписываться в уютную домашнюю обстановку, вызывать положительные эмоции, но и создавать ощущение "живого" существа. 


 

Промышленный дизайн это комплексная разработка изделия. Невозможно гарантировать качественный результат, если предприниматели, дизайнеры и инженеры не работают в команде. Поэтому очень важно, чтобы все участники процесса доверяли экспертизе своих коллег, серьезно оценивали их интересы.

Дизайнеры должны решать задачу предпринимателя о пользователях и имидже продукта, с учетом знаний о технических ограничениях конструкции и производства, понимая финансовые ограничения.

Инженеры должны бережно относиться к спроектированному дизайну изделия и согласовывать изменения в режиме диалога, обязательно принимая в расчет финансовые и производственные ограничения, поставленные заказчиком.

Предпринителю же стоит доверять мнению нанятых им специалистов, четко ставить задачи и вести конструктивный диалог, нацеленный на поступательное движение вперед и создание качественного продукта.

Опыт говорит о том, что слаженная и четкая работа команды по намеченному плану дает результат. Мы готовы работать.

После проведенного погружения в тему на этапе Предпроектных исследований начинается непосредственная работа с дизайном. Этап можно разделить на две части: создание концептуального дизайнерского решения и его уточнения. Сначала наши дизайнеры предложат Вам эскизы в нескольких направлениях. Они могут отличающихся по стилю, сложности, эффектности, принципиальному решению конструкции, используемым технологиям. После выбора одного варианта начинается подробная его проработка. Внесение деталировки. 

Результатом этапа дизайна являются утвержденные Вами подробно проработанные эскизы, отображающие всю необходимую информацию о стилистических элементах, используемых материалах и покрытиях, приципиальном конструктивном решении и интерфейсе.

Теперь можно переходить к Трехмерному моделированию (в некоторых случаях — к Макетированию).